Старинные карты. Одна карта. Три истории: История вторая

Старинные карты. Одна карта. Три истории: История вторая

Рассмотрим более детально некоторые изображения на карте Дженкинсона. Меня долгое время занимал вопрос, что означает правая миниатюра с изображением повешенных людей и другой группы коленопреклоненных людей. Ответ я нашел недавно у И. К. Фоменко — сотрудника отдела картографии Государственного исторического музея России. На карте над областью «Ташкент» в земле, именуемой CASSACKIA продемонстрирована сцена богослужения у Киргизского народа. Взгромоздившийся на дуб жрец окропляет коленопреклоненных соплеменников, а на заднем плане на деревьях виден сонм повешенных. Комментарий гласит: «Народ, именуемый киргизами, живет скопищем и представляет собой орду. Жрец киргизов во время богослужения, взяв кровь, молоко, помет вьючных животных и смешав все это с землей, наполняет этим составом сосуд и забирается на дерево. Когда он соберет под деревом соплеменников, он окропляет их сверху этой смесью. Ритуал окропления имеет священный статус. Когда кто-либо из киргизов умирает, то они не предают покойника земле, а вешают его на дереве». Можете представить себе удивление европейцев, разглядывающих карту, на которой жрец священнодействует, брызгая на столпившихся под деревом киргизов составом, предоставленным вьючным скотом, на фоне покачивающихся на деревьях трупов.

Следующая миниатюра — в правом верхнем углу — восточнее региона MOLGOMZAIA, между землею BAIDA и COLMACK, где проживают народы, поклоняющиеся стягу, водруженному на шест, что и продемонстрировано художником на миниатюре. В картуше читаем: «Обитатели этой страны в настоящее время поклоняются либо Солнцу, либо куску красной ткани, подвешенному на высоком шесте (< прошу прощения за ассоциацию, но в этом месте у меня возникает образ колонн на первомайской демонстрации под красными знаменами. Т. е. жители этого региона поклонялись красному знамени в 16 веке, а их потомки в 20 веке — история не меняется? > ). Жители этого региона проводят свою жизнь в укрепленных городищах, а пищей им служит, подчас, мясо всякой живности: змей, червей, а также они имеют свой собственный язык».
Следующая миниатюра (посередине вверху) посвящена изображению женщины, держащей на руках ребенка. Картуш гласит: «Злата Баба представляет собой статую — Прародительницу обдорцев и югорцев, и почитается ими как очень значительная религиозная святыня. Попечение об этом идоле возложено на жрецов. Которые самолично свершают перед изваянием обряды, и сами жрецы, прежде чем что либо предпринять, первоначально вопрошают совет у божества, а затем, представьте себе, Золотая Баба самолично выносит решение и этому решению они подчиняются». «Югорская мадонна», она же Злата Баба, удивительным образом похожа на Сикстинскую Мадонну Рафаэля. Абрахам Ортелий в течение своей жизни совершил множество путешествий. Между 1550 и 1558г. он три или четыре раза побывал в Италии. Так что есть все основания полагать, что выдающийся фламандский картограф посещал Пьяченцу, где до 1754г. хранилось это знаменитое полотно (картина была написана Рафаэлем по заказу «черных монахов» Сан-Систо), пока его не приобрел саксонский король Август III для своего Дрезденского собрания.

Следующая миниатюра — ниже региона «Байда», справа от большого озера KITAIA LACUS, из которого берет начало река Обь. На восточных склонах горы Имаус, близ внушительной колонны вооруженных людей, а также многочисленных стад овец и верблюдов, читаем: «Скалы эти имеют человеческое подобие, а также напоминают верблюдов, других животных с различной поклажей и мелкий скот. Когда-то в далекие времена, это была орда, представители которой занимались скотоводством, пасли мелкий и крупный скот, но в один момент, по какому-то волшебству, они все обратились в камень и стали скалами, сохранив за собой подобие людей и животных. Это чудесное превращение имело место 300 лет тому назад». Наверное, данная история доставляла особую радость европейцам, ибо до окаменения огромная орда двигалась на Запад.

Ну и в левом верхнем углу перед шатром восседает: «Иоанн Васильевич, Император России, Герцог Московский и пр.» ( Кстати — это прижизненный портрет Ивана Грозного. Чуть позже напишем его полный титул — впечатляет).

Здравствуйте! Вас заинтересовала ""? Чтобы запросить цену, укажите свой электронный адрес, и мы с Вами свяжемся в кратчайшее время.

Ваш запрос был успешно отправлен нашему менеджеру! Ожидайте ответа на указанный Вами электронный адрес.